Коллекция Натальи Шатовской

Астрономические ошибки
в учебниках


* Последователи концепции развивающего обучения Л.В.Занкова продолжают усердно трудиться на ниве астрономического просвещения школьников. В 2003 году издательство "Дрофа" выпустило учебник "Естествознание" для 5 класса средней школы авторов В.И.Сивоглазова и С.В.Суматохина. Этот допущенный Министерством образования РФ учебник для общеобразовательных учреждений убивает наповал прежде, чем его откроют - обложкой.


Нетрудно догадаться, как появился этот оригинальный рисунок. Дизайнеру обложки из соображений композиции потребовался глобус, наклонённый влево. Недолго думая, он "отзеркалил" имеющееся изображение, нимало не заботясь о том, что Евразия и Африка на глобусе поменялись местами. Редакторы учебника Е.Д.Богданова и Г.М.Пальдяева тоже никакого криминала в этом не усмотрели, и теперь этот глобус украшает 10000 тысяч обложек - именно таков тираж учебника.

* После такого многообещающего начала я внимательно прочитала все тридцать страниц учебника, посвящённые астрономии. Вопреки ожиданиям, фактических ошибок в тексте практически не оказалось. Единственное возражение вызывает фрагмент со страницы 82: "Центральная часть головы называется ядром кометы. Диаметр ядра от 0,5 до 20 км, но встречались и такие, диаметр которых превышал диаметр Солнца". Ядро - центральная часть головы кометы - состоит из твёрдых частиц и по размеру никогда не превышает нескольких километров. Сравнима с диаметром Солнца может быть кома - газообразная оболочка ядра.

* Зато иллюстрации к тексту содержат грубейшие ошибки. Вот, например, иллюстрация к параграфу о звёздах со страницы 67:


На рисунке не отмечен Сириус - ярчайшая звезда не только в изображённом секторе, но и на всём нашем небе. Показаны слабые созвездия Кормы и Эридана, но не показан довольно заметный Заяц. Назвать созвездие Кита "Кингом" может только полный невежа. Помимо этого, ориентация созвездий соответствует кульминации, то есть наблюдатель смотрит на юг; откуда же полоса зари? Наконец, изображены пышные кроны лиственных деревьев; однако наблюдать Орион на юге можно только зимой и в начале весны.

Как такой безграмотный рисунок мог попасть на страницы школьного учебника? - Ничего удивительного: среди рецензентов - химик, физик и биолог; астронома не пригласили.

* Параграф "Планеты солнечной системы" сопровождён такой иллюстрацией:


Во-первых, непонятно, что означают цифры рядом с планетами - они не отражают ни расположение планет, ни соотношение их размеров, ни соотношение масс.

Во-вторых, под номерами 6 и 7 показаны Уран и Нептун. Главная особенность Урана - сильно наклонённая ось, Нептуна - голубой цвет. Кроме того, по современным данным Нептун немного меньше Урана по диаметру. На рисунке же большая по диаметру планета 7 изображена голубой и опрокинутой.

* Не следует поручать иллюстрировать учебник неграмотным художникам. Но куда хуже, когда неспециалисты берутся за методическую часть.

К примеру, на странице 49 учащимся предлагается провести "первое научное астрономическое наблюдение": "Пронаблюдай, как солнце скроется за горизонтом, и отметь этот момент по часам. После этого внимательно осматривай небо и, когда заметишь первую яркую звезду, обрати внимание на показание часов. Так ты узнаешь продолжительность сумерек" Однако первыми на фоне вечереющего неба, как правило, появляются планеты, а как отличить планету от звезды, авторы не поясняют.

* Другой пример. В качестве развивающего упражнения учащимся предложено ответить на вопрос N2 (стр.87): Какие наблюдения необходимо произвести, чтобы убедиться, что положение звёзд на небе не меняется? - Помилуйте, господа Сивоглазов и Суматохин, прямые наблюдения доказывают как раз обратное!

* Далее. Практическое задание на странице 78 предлагается выполнять по такой таблице:


Указанные числа - это средние расстояния планет от Солнца (большие полуоси орбит). Текущая "удалённость" может отличаться от средней на много миллионов километров. Известно, например, что иногда Плутон оказывается ближе к Солнцу, чем Нептун.

По замыслу занковских методистов, к этой таблице учащийся должен обратиться, выполняя обобщающее задание N7 (стр.87): "Между какими двумя соседними планетами Солнечной системы самое большое расстояние? Очевидно, если не оговорена конфигурация планет, такой вопрос вообще лишён смысла. И простым вычитанием эта задачка не решается - ввиду различной эллиптичности и наклонения планетных орбит.

Такие вот "развивающие" задания.



Какой же вывод можно сделать, проанализировав пару учебников системы Занкова? - Совершенно однозначный: никакая методическая подкованность в области развивающего обучения не может заменить знания собственно предмета.


Вернуться к оглавлению раздела